Автор: Дмитрий, 17.07.2007
20:23 Немножко о японском сервисе | |
Две любопытных истории из области японского обслуживания
I В Японии я обнаружил массу маленьких, но приятных мелочей в сервисе общественного питания. Например, кнопка вызова Или вот меню: оно с картинками! Я даже и не думал раньше в России, что это так удобно - когда не строчки наименований со скупым описанием состава блюда, а большие, яркие, красочные и аппетитные фотографии блюд. Кстати, очень удобно для иностранца, не знающего язык: все блюда будут называться “корэ” (”это”) - тыкай себе пальчиком: корэ, корэ… Опять же, витрины кафе: за стеклом разложены неотличимые от реальных макеты всех блюд с ценами. То есть в незнакомом месте вы не растеряетесь, в какой ресторанчик идти: сразу видно, что в заведении подают и по какой цене - можно сделать выбор и посчитать при необходимости затраты, даже еще не сев за столик. А чтобы официантка не напутала с вашим заказом (мало ли), я видел и одноразовые меню. Большой красочный лист, на нем напечатано меню, и когда делаешь заказ, официантка прямо при тебе обводит ручкой те пункты, в которые ты ткнул пальцем - сразу видно, что официантка для себя уяснила из твоих объяснений. Еще, бывает, в заведении на каждом столе стоит жидкокристаллический сенсорный экран. Тут уже даже официантку вызывать без надобности. Потыкали пальчиком по экрану, посмотрели фото блюд, отметили, какие нужно - все, заказ напрямую ушел на кухню и вскоре тебе его, довольному, приволокут. Много вот таких разных приятных мелочей встречают посетителя кафе-ресторана и обволакивают его нежной заботой о нем, любимом. Ну я понимаю, в России, наверное, сложно все это повсеместно внедрить - лишние расходы, то-се… Но есть ведь вещи, которые не требуют глобальных расходов! Например, будучи на днях в очередном.. даже не ресторанчике, а в придорожной харчевенке, подумал, наливая себе из большого термоса, стоящего на каждом столе, бесплатный зеленый чай: вот не сделают у нас в России такую фишку. С бесплатным зеленым чаем. Не сде-ла-ют. Не знаю почему. Ведь этот “бесплатный” чай, который есть в большинстве японских кафе-закусочных-ресторанчиках (а кое-где - и кофе) - он на самом деле не бесплатный, просто есть небольшая надбавка на остальные пункты меню. Но, во-первых, это совсем незаметно, а во-вторых - ну так приятно: ты пришел, а тебе такой “сабису”, все для тебя родной-дорогой. А в России… Не знаю, может, побоятся, что будут сидеть за всеми столиками нищие студенты и хлебать один бесплатный чай? Или из типа гуманных соображений: чтобы вы, милые, не переплачивали за то, что вам не надо - если вы чай не любите, за что ж вам эту мизерную надбавку к блюдам платить… Не знаю. Не могу сказать, лучший ли в мире японский сервис или нет - мне сравнивать особо не с чем - но лично я его очень люблю и уважаю. А русским рестораторам имею сказать: скупой платит дважды. Экономьте на чае, экономьте - может, озолотитесь… Автор: Дмитрий, 17.07.2007 II Есть у нас знакомые японцы, которые небольшой компашкой сколотили что-то вроде кружка краеведов. “Люби и знай свой край”. Ездят по разным местечкам тутошним, фотографируют, изучают, расспрашивают, ходят-смотрят-нюхают. И вот они тут на днях собрались прокатиться в одну деревушку, интересную с их точки зрения краеведения. Пофотать-погулять. Ну и нас позвали. А мы согласились. Ибо тоже интересно - узнавать Японию с изнанки, изнутри, подальше от туристических шумных маршрутов. И мы там по тамошним местам мотались полдня и, проголодамшись, захотели покушать. Наш проводник, сам в этих местах впервые, говорит: мне тут сказали, есть одно очень аутентичное местечко! Давайте сходим, интересно же, что тут местные кушают, какие у них кулинарные обычаи и традиции. Говорят, харчевня эта старинная и в местных краях известная. Ну мы туда пришли. Гы. Реально аутентичное. Обстановка минималистическая. На стене висят деревянные плашки с названиями блюд. Холодно, дубак просто. Пара-тройка местных пролетариев в замызганных рабочих комбезах, смоля бычки, сидят, листают мангу - время обеденное.
Сели мы за стол, ждем, когда у нас примут заказ. Выходит из-за поварской стойки маленькая сухонькая бабуля-повар, шаркает к нам. Японцы наши такие, потирая руки в предвкушении местной аутентичной кухни, спрашивают ее: бабушка, а что вы такого-эдакого местного интересного можете нам посоветовать? Бабуля такая небрежно тычет рукой в меню на стене: да вот, глядите, тут все блюда написаны. - Да нет, а вот именно посоветовать, от себя, как от повара, лично, что бы вот нам, пришедшим первый раз, вы рекомендовали у вас заказать? И уходит на кухню дальше готовить. Все такие сидят - нифига себе, круто тут у них это все придумано. Ну, раз меню на стене висит - написали, кому что. Японец пошел относить. Протягивает, а она ему: - А вот тут че это ты написал, нихрена не видно. Большими буквами давай пиши! Чтобы я прочитать смогла. Все поугарали. Типа оригинальный сервис. Я ничтоже сумняшеся пошел пивка себе заказать, а как же. Говорю: мож, мне его себе налить самому тоже надо? Нет, типа нальют, сиди, жди. Ага, точно. Какой-то мужик в куртке и рыбацких сапогах через минуту притаскивает мне ДВЕ кружки пива - в одном налито чуть больше половины, а в другом чуть меньше половины, остальное пена. И говорит: братан, ломы ждать пока пена осядет, вот тебе твое пиво, на две кружки разлито, пей. Тут уже все от избытка чувств валяются со смеха. Никогда такого сервиса еще не видел. Очень, видимо, самобытный и аутентичный. По традиции, не иначе. Так мы и узнали Японию с изнанки, изнутри, подальше от туристических шумных маршрутов. Вот она какая, настоящая аутентичная Япония. А вы говорите - японцы!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |