Многие
граждане нашей страны удивляются совершенству жизни в стране
восходящего солнца. Одни развитием современных технологий, другие -
высоким уровнем благосостояния населения. Исследования в области
экономики и социального развития этой страны показывают, что
благополучие Японии строится ни сколько на интенсивном труде граждан,
сколько на законодательной базе, подтверждающей силу коллективного
разума японцев.
На первый взгляд жизнь японцев с годами не меняется, потому что
базируется на старых национальных традициях. Все те же небольшие
комнаты в домах, где
площадь измеряется не квадратными метрами, а числом татами. Квартиры,
тепло в которых поддерживается не постоянно, а по мере необходимости.
Мышление,
выражаемое не словами, а поступками. Экономия во всем, даже на
передвижении по городу. Человек, имеющий современный автомобиль,
предпочтет велосипед,
если спешить ему некуда. Японец меньше озабочен политикой или
экономикой государства, больше - собственным здоровьем и образованием.
На его неуемном
желании жить долго строится законодательная база страны. Новый закон
никогда не будет принят, если не пройдет коллективного обсуждения, не
будет
противоречить главной цели общества – качественному росту
здравоохранения и образования нации. Чтобы до читателя эта мысль дошла
глубже, необходимо
любому благу знать цену, причем не в абстрактных для российского
гражданина японских иенах, а в российских рублях и с учетом среднего
уровня заработной
платы в наших соседних странах. Другими словами, цены на продукты
питания, транспортные и другие услуги, лучше указывать в рублях,
как-будто зарплаты
граждан России и Японии фантастическим образом оказались одинаковыми.
Судя по времени, отведенному на телеканалах для популяризации здорового
образа жизни, на первом месте окажется тема о вкусной и полезной пище.
С утра телеэфир отдается в равной степени, как профессиональным
поварам, так и обычным домохозяйкам, которые предлагают все мыслимые и
немыслимые блюда
японской кухни. Причем, популярностью больше пользуется более дешевое,
а значит доступное каждому меню. Для регулярной очистки желудка японцы
используют специальное сало, которое трудно проглотить, но если это
удается сделать, результат гарантирован. Проходит пару часов после
сытного обеда, и они снова присматриваются к ресторанам и кафе в
поисках новых блюд. Постоянное желание поесть при весе в 50 - 55
килограммов - признак здорового организма.
Японцы обязаны этому состоянию правительству страны, проводящему
политику не роста заработной платы, а увеличения дотаций из
государственного бюджета на производство продуктов питания. Так в
переводе на возможности российской семьи десяток куриных яиц в Японии
стоит около четырех рублей, килограмм сахара - 12 рублей, килограмм
свинины - 40 рублей. Добавим, средняя зарплата японца составляет 340
тысяч иен или порядка 90 тысяч рублей в месяц. Чтобы читатель не счел
это выдумкой, расшифруем стоимость яиц. Десяток в Японии оценивается в
130 иен, что в переводе составляет 28 рублей. Так как покупательная
способность японца в
восемь раз выше, чем россиянина, а средняя стоимость яиц, например в
Хабаровске 36 рублей, то бюджету семьи в Японии десяток яиц обходится
порядка четырех рублей. Японцы живут дольше всех в мире благодаря
доступности и разнообразию пищи, а не современному медицинскому
оборудованию или увлечению физкультурой и спортом, хотя присутствуют и
эти направления благосостояния.
Возникает вопрос - откуда в Японии столь высокая зарплата? Ведь темпы
экономического роста там ниже, чем в России. Нет нефти, газа, леса, но
есть регулирующая рынок государственная экономическая политика. Если
рабочий в России получает 20 процентов стоимости произведенного
продукта, то в Японии - 60 процентов. Регулируемая рентабельность в
совокупности с дотациями, особенно в сельском хозяйстве, позволяет
сохранять низкие по отношению к зарплате цены на продукты питания.
Расходы средней японской семьи на продукты не превышают 30 процентов
дохода, при этом японцы заполняют ежедневно миллионы кафе и ресторанов,
поддерживая активность пищевой, строительной, сельскохозяйственной и
других отраслей промышленности. Между тем телереклама отличается
высокой степенью корректности. Она рассказывает не только о пользе того
или иного продукта, но и указывает его цену. В отличие от российского
рынок Японии одинаково ориентирован как на богатого, так и на бедного
покупателя. Одним из предпочтительных знаков внимания считается
приглашение гостя в ресторан, но никак не приобретение дорого подарка.
Заботу о здоровье нации правительство Японии проявляет строительством
доступных мест отдыха и спортивных сооружений. “Онсен” - самые
популярные очаги здравоохранения. Обычно они совмещены с гостиницей и
рестораном национальной кухни. Их в Японии тысячи и каждый такой
"природный санаторий с лечебной водой" борется за право называться
лучшим. Стоимость входного билета - 600 иен, что всего 20 рублей для
нас, если бы мы получали японскую зарплату.
Говоря об образовании, уместно отметить, что оно начинается не со
школы, а с детского сада. Отсюда важнейшая роль воспитателей и щедрость
государственной казны на эти цели. Проходят годы, все окупается с
торицей: на улицах почти нет преступности, на дорогах - аварий, в
учреждениях – воровства. Общество не страдает от наркомании и
алкоголизма. На телевидении детям отдан целый телеканал. Минимум
рекламы, отсутствие секса и насилия, агитация за чистоту окружающей
среды. Трудно понять - кто оплачивает передачи о важности профессии
медицинской сестры, рыбака, учителя?
Последняя реформа в образовании связана с научными исследованиями в
сфере успеваемости, которая резко пошла на спад. Нагрузку у школьников
снизили,
но результат получили еще более негативный. Оказалось, что плохая
успеваемость связана с ростом уровня жизни и падением интереса детей к
образованию.
Говоря о политической жизни в Японии нельзя не вспомнить старые добрые
времена работы Верховного Совета РФ. От прямых трансляций о депутатской
деятельности мы тогда отказались, а вот японцы потребовали здесь полной
демократии. Возможно, к этому их подтолкнула ситуация в Северной Корее.
По всем вопросам политики и экономики премьер министр страны отвечает
теперь народу в прямом эфире. На лицах виден выступающий пот ораторов,
отстаивающих от партий ту или иную позицию, трансляции из стен
парламента идут почти ежедневно. Если у нас законопроект, не одобренный
правительством РФ, даже не рассматривается, то в Японии жаркие дебаты
среди парламентариев идут о судьбе частных транспортных компаний, между
которыми идет жесткая борьба за клиентов.
Последняя новость от национальной железнодорожной компании "JR" -
пассажирам предлагается путешествие из Саппоро в Токио и обратно на
скоростном экспрессе. Расстояние 11 тысяч километров, скорость движения
- 350 километров в час, цена билета - 23 000 иен, что с учетом
покупательной способности в Японии для России составляет 1300 рублей.
Каждый дальневосточник, желающий хоть раз в жизни увидеть Москву,
обязательно бы посетил столицу. Важное событие прошедшего года - моде в
Японии теперь приказано жить не более года. Это означает, что, приехав
туда к концу сезона, вы попадаете на распродажу и скидки до 70
процентов на то, что стало непопулярным. Самые качественные и дешевые
товары стоит теперь покупать не в Китае, а в Японии.
В центре города продается одежда по цене от 500 до 1000 иен - за 120
рублей спортивный костюм. По зарплате японца - сущие копейки, но
подарков здесь не
делают, в стране отсутствует понятие "чаевые". Серьезные успехи в
строительстве - цена квадратного метра жилья по ипотеке в Саппоро в
среднем составляет 150 тысяч иен, что с учетом среднего уровня зарплаты
японца для российского гражданина около 10 тысяч рублей. Причем новый
жилой дом строители не могут сдать без сигнализации пожаротушения,
домофона, мест стоянок машин, и даже системы подогрева асфальта
придворовой территории на случай снегопада или гололеда.
Удивляться жизни в Японии можно до бесконечности. Японцы в вопросах
обмена опытом строительства семейного счастья миру открыты - приезжайте
и учитесь. Надо только захотеть...
Перед отъездом в Россию автору этих строк сделали подарок – выслали по
почте из Токио замороженный кусок дорогого мраморного мяса - в переводе
на
рубли 5000 за килограмм. На посылке так и написали – доставить в
замороженном виде. На следующий день мне оставалось лишь удивляться
работе
японской почты.
Андрей СМИРНОВ. Г. Саппоро. Япония.