Харакири.Красиво умирать — не запретишь!

Харакири

Красиво умирать — не запретишь!

Трудно сказать, насколько сознательно народы стремятся иметь в запасниках национальных  прибамбасов что-нибудь такое, чего ни у кого нет. Но собственным колоритом взахлеб умиляются все, если даже он заключается в разведении женщин с неподъемной задницей, увенчанной тонкой талией (это своего рода "фуагра" для эротоманов с черного континента).

И зря злобный мечтатель Ульянов надеялся стереть различия между народами (хотя он делал ставки на такие методы, что у него могло и получиться). Но... пронесло! Ведь чем плохо? Мы — такие, а вы — такие, давайте дружить! "Вы" — это определенно те, которые не "Мы". В русском языке нет специального слова, означающего "не русский". И, кажется, такого слова нет ни в одном европейском языке. Отличились в этом плане евреи, они не евреев называют "гоями", и японцы, называющие не японцев "гайдзын".
О гоях разговор отдельный, а гайдзын — это не просто иностранец, а человек, не способный уразуметь японский стиль жизни. Что на это сказать? Японцы! Знаете, что? Вам тоже не понять загадочной
русской души. А кроме души, есть еще Москва, которая "Третий Рим, а четвертому не бывать". (Правда, непонятно — почему, то ли мы не позволим, то ли быть Римом больше никому не хочется, оно и понятно, Древний Рим кончил плохо, Константинополю тоже не повезло, вон он, весь в турках, стоит, переделанный в Стамбул. Так что, чур нас!) Еще есть Святая Русь, (святая, как и другие государства, то ли еще святее/но за счет чего, пока уточняется). И ладно, сути это, правда, не меняет, но все равно приятно.
Это "наш ответ Чемберлену" за "гайдзына". И обратите внимание — гайдзын, гой. Ох уж эта буква "г"...
Но японцам, конечно, есть, что на это ответить. Ведь они придумали то, до чего ни одни гайдзын на свете не додумался. Хара-ки-ри!
 

Японский эксклюзив

Харакири — это японский запатентованный метод ухода из жизни. Кажется, что такого? Смерть, по крайней мере, в одном экземпляре точно достанется каждому. С этим перебоев в небесной канцелярии пока не случалось. Но некоторые, знаете, умеют делать деньги из воздуха, а вот японцы сумели сделать искусство из смерти.
Слово харакири буквально означает "резать живот". Остальные народы для осуществления тех же целей — скажем так, для путешествия в другие миры без обратного билета — целились в другие
части тела. Предпочтение давалось, конечно, сердцу, туда как раз и вонзила кинжал Джульетта. И понятно почему — где сердце, там и душа, это ей намек: лети, голубушка, а то засиделась тут. А вот японцы целятся в живот. Почему? Потому что, в отличие от западных народов, они верят, что душа, вернее, дух (воля) обитает в животе. И так как этой самой воли (или души) никто не видел, спорить об этом бесполезно.
Это странный обряд, вызывающий у западного человека разнообразные чувства, с одной стороны, уважение к бесстрашию совершающего такое над собой, с другой — ощущение дикости, жестокости, нелепости происходящего и еще что-то на тему " Восток — дело тонкое". А помимо этого, в живот или в сердце, да хоть в ухо — все равно
это самоубийство, суицид, раз и навсегда осужденный западным сознанием, и тем более западными религиями.

Японские рыцари и их понятия
Сразу скажу, не все японцы забавлялись вспарыванием живота. Большинство все-таки уходило из жизни, подобно гайдзы-нам, банальной физиологической смертью. Харакири — дело рыцарей. В Стране восходящего солнца (если точнее перевести с японского, в Стране солнечного корня) были свои рыцари — самураи, равнодушные к боли, презирающие смерть. Они и придумали харакири.
Харакири — это следствие самурайского кодекса чести. У японцев, в отличие от западных народов, понятие "честь" не имело столь широкого прочтения. Крылатая фраза Талейрана — " быть политиком, значит, предугадать, в какой момент чью сторону надо занять" — вряд ли была бы воспринята самураями должным образом. (Они бы, наверно, подумали, что он — нечестный человек, а на самом деле Талейран — симпатяга, остроумный мужик, многие и по сей день учатся у него жизнеутверждающему цинизму, и воистину, кто еще, кроме него, сумел служить сперва Бурбонам, потом Наполеону, а потом опять Бурбонам?)
Кажется, у самураев хуже обстояли дела с чувством юмора, которое помогает западному человеку быть всеядным в вопросах чести. Но именуется это не всеядностью (фу! какое нехорошее слово), а здравым смыслом. У самураев не все было в порядке со здравым смыслом. Вот посудите сами.

Немного истории
С тринадцатого века, когда власть японских императоров стала номинальной, правление страной взяли в свои руки военачальники. С тех пор все, носившие оружие, начиная от всесильного сегуна, верховного правителя, и кончая рядовым
солдатом, именовались самураями,
буквально — "служащими". Высшими добродетелями самурая считались воинская доблесть и абсолютная преданность сюзерену, у которого самурай был на службе. Служение господину составляло смысл жизни (кажется, можно было придумать что-нибудь позанимательнее на предмет смысла жизни, но зато понятно, почему и нынешние японцы так убиваются на работе). Пожертвовать собой в случае необходимости, согласно самурайскому кодексу чести "Бусидо" (буквально — "путь воина"), считалось величайшим счастьем. (Опять, чувствуете не-состыковку? Верю, что пожертвовать собой — это доблесть, но что это за счастье? А для них — счастье.)
В семнадцатом веке самураи, воинская аристократия, составляли десятую часть населения. Это в истории Японии период объединения страны и окончательного формирования класса самураев. Сегун Тоётоми Хидэёси в 1590 году разоружил простой люд, а самураев переселил в города. С этих пор знаком принадлежности к самурайскому классу стало ношение двух мечей. В 1600 году началось правление сегунов из династии Токугава Иэя-су и связанный с ним удивительный, не имеющий аналогов в мировой истории этап в жизни страны — 250 лет мира! За это время самураи не выродились, а как раз наоборот — самурайские идеалы стали нормой жизни для всего японского общества.
Первый теоретик бусидо Ямага Соко (1622-1685) писал: "От самурая не требуется, чтобы он работал, — работа для простолюдинов; самураю запрещено сражаться, потому что войны остались в прошлом. Так что же, самурай — паразит? Нет. Его миссия — давать японскому народу пример морального поведения, воспитывать нравственность в себе и в низших".
Известная самурайская максима гласит: "Просыпаясь утром, думай о смерти". Очень похоже на memento mori — "помни о смерти". По мне, так лучше "моментально в море", как в "Кавказской пленнице". Проснулся утром и пошел купаться в море — песок, теплая вода, а там, глядишь, и русалочка вынырнет. Зачем думать о смерти: (Но это — лирическое отступление.)
Конечно, с самого утра надо думать о смерти, если полагаешь, что жизнь без страдания — карма на ветер. И японцы в этом смысле впереди планеты всей. Это единственная в мире нация, эстетизировавшая и до мельчайших подробностей разработавшая ритуальное самоубийство харакири.

 Техника харакири

Если вышеперечисленное нашло живой отклик в вашем сердце, то вот вашему вниманию краткое пособие по технике харакири.

ПОДГОТОВКА. Встать рано утром, чисто вымыться, расчесать и уложить ровно посередине бритой макушки самурайскую косичку (ее придется предварительно отрастить, а можно и не заморачиваться на этом, потому что если человек, извините, лысый, то, что же, дискредитировать его по этому принципу?).
Ничего не есть и не пить, а задний проход заткнуть комком ваты — чтобы в последний миг, когда воля уже не властвует над телом, не омрачить конфузом совершенство происходящего (лично я предлагаю поставить с утра кружку Эсмарха и не возиться потом с тампоном). Надеть парадное кимоно (смокинг, к сожалению, не подойдет и бабочка тоже лишнее, почему? поймете чуть позже). Надо написать прощальное трехстишие. Можно чернилами, но лучше собственной кровью. Что-нибудь простое, без пафоса.

Например: Пришел, Увидел, Ухожу.
МЕСТО. Не там, где живут, едят и спят. Можно в саду. На земле циновка, покрытая белой материей, сверху алая подстилка. Над головой навес из белой ткани.
СВИДЕТЕЛИ. Должны присутствовать два человека, представитель власти, знаток церемониала и секундант, близкий друг, хорошо владеющий мечом (с представителем власти, думаю, могут возникнуть проблемы).
ДЕЙСТВИЕ. Если хочется, можно сказать прощальные слова. Но можно и промолчать. Друг подаст на подносе "вакидзаси", специальный кинжал. Надо спустить кимоно ниже пояса (а в смокинге будет неудобно), рукава подвязать под коленями. Это важно, потому что падать навзничь неприлично, тело должно завалиться вперед, ничком.
Приспустите набедренную повязку пониже, размягчите напрягшиеся мышцы живота. Вонзите кинжал в левую нижнюю часть живота, доведите разрез до правого бока, а там поверни-
те клинок острой стороной кверху. Можно крест-накрест.
Не возбраняется проявлять фантазию — например, можете вырезать посреди живота "хиномару", национальный флаг Японии (а с другой стороны, зачем вам японский флаг, но не знаю, что посоветовать патриотам с триколором, вот если бы серп и молот... в общем, решайте сами, и лучше загодя, это вам не татуировка).
Дальше нужно вытянуть руки с высвободившимся кинжалом и наклониться вперед. Больше ничего не требуется. Друг, стоящий чуть позади с длинным мечом наготове, отсечет вам го-
лову одним красивым ударом. Хорошо бы, чтобы она не покатилась по земле, а повисла на лоскуте кожи, но это требует особого мастерства.
Трудно, конечно, с первого раза сделать все тип-топ. Но второго раза не будет.
Женщинам, как всегда, проще. Им достаточно сесть, вонзить кинжал себе в горло (потому что они существа непостоянные и непонятно, где у них душа, сейчас тут, а через минуту уже в совершенно другом месте). Что важно для женщин, так это грациозно, увядшим цветком (!) склониться набок.


XXL, ноябрь, 2001

Категория: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ О ЖИЗНИ В ЯПОНИИ | Добавил: japan (06.10.2008)
Просмотров: 1036 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]