Харакири
Красиво умирать — не запретишь!
Трудно сказать, насколько
сознательно народы стремятся иметь в запасниках национальных
прибамбасов что-нибудь такое, чего ни у кого нет.
Но собственным колоритом взахлеб умиляются все, если даже он заключается
в разведении женщин с
неподъемной задницей, увенчанной тонкой
талией (это своего рода "фуагра" для эротоманов
с черного континента).
И зря злобный мечтатель Ульянов надеялся стереть различия между народами
(хотя он делал ставки на такие методы, что у него могло и получиться).
Но... пронесло! Ведь чем плохо? Мы — такие, а вы — такие, давайте
дружить! "Вы" — это определенно те, которые не "Мы". В русском языке нет
специального слова, означающего "не русский". И, кажется, такого слова
нет ни в одном европейском языке. Отличились в этом плане евреи, они не
евреев называют "гоями", и японцы, называющие не японцев "гайдзын".
О гоях разговор отдельный, а гайдзын — это не просто иностранец, а
человек, не способный уразуметь японский стиль жизни. Что на это
сказать? Японцы! Знаете, что? Вам тоже не понять загадочной
русской души. А кроме души, есть еще Москва, которая "Третий Рим, а
четвертому не бывать". (Правда, непонятно — почему, то ли мы не
позволим, то ли быть Римом больше никому не хочется, оно и понятно,
Древний Рим кончил плохо, Константинополю тоже не повезло, вон он, весь
в турках, стоит, переделанный в Стамбул. Так что, чур нас!) Еще есть
Святая Русь, (святая, как и другие государства, то ли еще святее/но за
счет чего, пока уточняется). И ладно, сути это, правда, не меняет, но
все равно приятно.
Это "наш ответ Чемберлену" за "гайдзына". И обратите внимание — гайдзын,
гой. Ох уж эта буква "г"...
Но японцам, конечно, есть, что на это ответить. Ведь они придумали то,
до чего ни одни гайдзын на свете не додумался. Хара-ки-ри!
Японский эксклюзив
Харакири — это японский
запатентованный метод ухода из жизни. Кажется, что такого? Смерть, по
крайней мере, в одном экземпляре точно достанется каждому. С этим
перебоев в небесной канцелярии пока не случалось. Но некоторые, знаете,
умеют делать деньги из воздуха, а вот японцы сумели сделать искусство из
смерти.
Слово харакири буквально означает "резать живот". Остальные народы для
осуществления тех же целей — скажем так, для путешествия в другие миры
без обратного билета — целились в другие
части тела. Предпочтение давалось, конечно, сердцу, туда как раз и
вонзила кинжал Джульетта. И понятно почему — где сердце, там и душа, это
ей намек: лети, голубушка, а то засиделась тут. А вот японцы целятся в
живот. Почему? Потому что, в отличие от западных народов, они верят, что
душа, вернее, дух (воля) обитает в животе. И так как этой самой воли
(или души) никто не видел, спорить об этом бесполезно.
Это странный обряд, вызывающий у западного человека разнообразные
чувства, с одной стороны, уважение к бесстрашию совершающего такое над
собой, с другой — ощущение дикости, жестокости, нелепости происходящего
и еще что-то на тему " Восток — дело тонкое". А помимо этого, в живот
или в сердце, да хоть в ухо — все равно
это самоубийство, суицид, раз и навсегда осужденный западным сознанием,
и тем более западными религиями.
Японские рыцари и их понятия
Сразу скажу, не все японцы забавлялись вспарыванием живота. Большинство
все-таки уходило из жизни, подобно гайдзы-нам, банальной физиологической
смертью. Харакири — дело рыцарей. В Стране восходящего солнца (если
точнее перевести с японского, в Стране солнечного корня) были свои
рыцари — самураи, равнодушные к боли, презирающие смерть. Они и
придумали харакири.
Харакири — это следствие самурайского кодекса чести. У японцев, в
отличие от западных народов, понятие "честь" не имело столь широкого
прочтения. Крылатая фраза Талейрана — " быть политиком, значит,
предугадать, в какой момент чью сторону надо занять" — вряд ли была бы
воспринята самураями должным образом. (Они бы, наверно, подумали, что он
— нечестный человек, а на самом деле Талейран — симпатяга, остроумный
мужик, многие и по сей день учатся у него жизнеутверждающему цинизму, и
воистину, кто еще, кроме него, сумел служить сперва Бурбонам, потом
Наполеону, а потом опять Бурбонам?)
Кажется, у самураев хуже обстояли дела с чувством юмора, которое
помогает западному человеку быть всеядным в вопросах чести. Но именуется
это не всеядностью (фу! какое нехорошее слово), а здравым смыслом. У
самураев не все было в порядке со здравым смыслом. Вот посудите сами.
Немного истории
С тринадцатого века, когда власть японских императоров стала
номинальной, правление страной взяли в свои руки военачальники. С тех
пор все, носившие оружие, начиная от всесильного сегуна, верховного
правителя, и кончая рядовым
солдатом, именовались самураями,
буквально — "служащими". Высшими добродетелями самурая считались
воинская доблесть и абсолютная преданность сюзерену, у которого самурай
был на службе. Служение господину составляло смысл жизни (кажется, можно
было придумать что-нибудь позанимательнее на предмет смысла жизни, но
зато понятно, почему и нынешние японцы так убиваются на работе).
Пожертвовать собой в случае необходимости, согласно самурайскому кодексу
чести "Бусидо" (буквально — "путь воина"), считалось величайшим
счастьем. (Опять, чувствуете не-состыковку? Верю, что пожертвовать собой
— это доблесть, но что это за счастье? А для них — счастье.)
В семнадцатом веке самураи, воинская аристократия, составляли десятую
часть населения. Это в истории Японии период объединения страны и
окончательного формирования класса самураев. Сегун Тоётоми Хидэёси в
1590 году разоружил простой люд, а самураев переселил в города. С этих
пор знаком принадлежности к самурайскому классу стало ношение двух
мечей. В 1600 году началось правление сегунов из династии Токугава
Иэя-су и связанный с ним удивительный, не имеющий аналогов в мировой
истории этап в жизни страны — 250 лет мира! За это время самураи не
выродились, а как раз наоборот — самурайские идеалы стали нормой жизни
для всего японского общества.
Первый теоретик бусидо Ямага Соко (1622-1685) писал: "От самурая не
требуется, чтобы он работал, — работа для простолюдинов; самураю
запрещено сражаться, потому что войны остались в прошлом. Так что же,
самурай — паразит? Нет. Его миссия — давать японскому народу пример
морального поведения, воспитывать нравственность в себе и в низших".
Известная самурайская максима гласит: "Просыпаясь утром, думай о
смерти". Очень похоже на memento mori — "помни о смерти". По мне, так
лучше "моментально в море", как в "Кавказской пленнице". Проснулся утром
и пошел купаться в море — песок, теплая вода, а там, глядишь, и
русалочка вынырнет. Зачем думать о смерти: (Но это — лирическое
отступление.)
Конечно, с самого утра надо думать о смерти, если полагаешь, что жизнь
без страдания — карма на ветер. И японцы в этом смысле впереди планеты
всей. Это единственная в мире нация, эстетизировавшая и до мельчайших
подробностей разработавшая ритуальное самоубийство харакири.
Техника
харакири
Если вышеперечисленное нашло
живой отклик в вашем сердце, то вот вашему вниманию краткое пособие по
технике харакири.
ПОДГОТОВКА. Встать рано утром, чисто вымыться, расчесать и уложить ровно
посередине бритой макушки самурайскую косичку (ее придется
предварительно отрастить, а можно и не заморачиваться на этом, потому
что если человек, извините, лысый, то, что же, дискредитировать его по
этому принципу?).
Ничего не есть и не пить, а задний проход заткнуть комком ваты — чтобы в
последний миг, когда воля уже не властвует над телом, не омрачить
конфузом совершенство происходящего (лично я предлагаю поставить с утра
кружку Эсмарха и не возиться потом с тампоном). Надеть парадное кимоно
(смокинг, к сожалению, не подойдет и бабочка тоже лишнее, почему?
поймете чуть позже). Надо написать прощальное трехстишие. Можно
чернилами, но лучше собственной кровью. Что-нибудь простое, без пафоса.
Например: Пришел, Увидел, Ухожу.
МЕСТО. Не там, где живут, едят и спят. Можно в саду. На земле циновка,
покрытая белой материей, сверху алая подстилка. Над головой навес из
белой ткани.
СВИДЕТЕЛИ. Должны присутствовать два человека, представитель власти,
знаток церемониала и секундант, близкий друг, хорошо владеющий мечом (с
представителем власти, думаю, могут возникнуть проблемы).
ДЕЙСТВИЕ. Если хочется, можно сказать прощальные слова. Но можно и
промолчать. Друг подаст на подносе "вакидзаси", специальный кинжал. Надо
спустить кимоно ниже пояса (а в смокинге будет неудобно), рукава
подвязать под коленями. Это важно, потому что падать навзничь
неприлично, тело должно завалиться вперед, ничком.
Приспустите набедренную повязку пониже, размягчите напрягшиеся мышцы
живота. Вонзите кинжал в левую нижнюю часть живота, доведите разрез до
правого бока, а там поверни-
те клинок острой стороной кверху. Можно крест-накрест.
Не возбраняется проявлять фантазию — например, можете вырезать посреди
живота "хиномару", национальный флаг Японии (а с другой стороны, зачем
вам японский флаг, но не знаю, что посоветовать патриотам с триколором,
вот если бы серп и молот... в общем, решайте сами, и лучше загодя, это
вам не татуировка).
Дальше нужно вытянуть руки с высвободившимся кинжалом и наклониться
вперед. Больше ничего не требуется. Друг, стоящий чуть позади с длинным
мечом наготове, отсечет вам го-
лову одним красивым ударом. Хорошо бы, чтобы она не покатилась по земле,
а повисла на лоскуте кожи, но это требует особого мастерства.
Трудно, конечно, с первого раза сделать все тип-топ. Но второго раза не
будет.
Женщинам, как всегда, проще. Им достаточно сесть, вонзить кинжал себе в
горло (потому что они существа непостоянные и непонятно, где у них душа,
сейчас тут, а через минуту уже в совершенно другом месте). Что важно для
женщин, так это грациозно, увядшим цветком (!) склониться набок.
XXL, ноябрь, 2001
|