Символичная кличка кота должна была стать знаковой. Перед встречей с российским президентом премьер Абэ дал понять СМИ, что приехал с целью возобновить переговоры о мирном договоре по итогам Второй мировой войны, заключению которого препятствует территориальная проблема. «Мы с президентом Путиным разделяем общие ценности и идеалы. И я испытываю к нему большие чувства симпатии», — добавил японский премьер.
Напомним, что Япония настаивает на возвращении южных островов Курильской гряды — Итурупа, Кунашира, Шикотана и архипелага Хабомаи, аннексированных Советским Союзом в конце Второй мировой войны. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который так и не был подписан. Путин дал «добро» на возобновление переговоров по этой теме. Главам МИД были даны сигналы «ускорить» и «активизировать». Абэ на итоговой пресс-конференции сообщил, что будет лично «заниматься этим вопросом, который является самым крупным нерешенным вопросом между двумя нашими странами». Кроме того, он выступил против участия иностранных государств в освоении южнокурильских островов до решения российско-японского территориального вопроса.
Правда, подписав декларацию, в которой среди прочего содержалась эта установка на «ускорение», чиновники тут же себя и опровергли. Отвечая на вопросы, японский гость признал, что Москва и Токио сохраняют разногласия по проблеме мирного договора, так что переговоры надо вести не спеша. ВВП же сообщил лишь, что проблему так называемых «северных территорий» (так спорные острова, между прочим, именуют именно японцы) надо решать на взаимоприемлемых условиях. «Эту проблему не мы создали. Она досталась нам из прошлого», — напомнил Путин на пресс-конференции. И он «искренне верит» в успех.
Впрочем, пути, которые хочет искать Путин в целях заключения мира, судя по всему, не предполагают «сдачу» островов. ВВП еще раз подтвердил незыблемость российской позиции. Напомним, ранее Москва неоднократно заявляла, что ее суверенитет над Курилами не подлежит пересмотру. Позиция РФ состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. Российские официальные лица несколько раз посещали острова в последние годы, несмотря на протесты японцев. При этом Путин не забыл отправить «шпильку» в адрес журналиста, затронувшего проблемную тему: «Я посмотрел, вы добросовестно зачитали этот вопрос по бумаге. Я бы попросил передать это тем, кто его вам продиктовал».
Абэ не вернется в Японию с островами, — уверен Валерий Кистанов, руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН. — Позиции расходятся кардинально. Самое большое, на что может рассчитывать Абэ – на восстановление персональных отношений с Путиным, потому что они были знакомы раньше, встречались «на полях» разных саммитов. После того как Медведев съездил на Кунашир в 2010 году, наши отношения очень сильно охладились. Для Абэ визит будет иметь большое значение, потому что продемонстрирует японскому населению, что он достиг определенного прогресса в разрешении территориального спора. Путин согласился вести переговоры на эту тему. Медведев же категорически отказывался и говорил: «Не уступать ни пяди родной земли». А Путин еще перед тем, как идти на выборы, на одной из пресс-конференций сказал, что нужно искать взаимоприемлемое решение, что нужно стремиться к «хикиваке». Он употребил термин из дзюдо – «ничья». Это японцев очень обнадежило. Для Абэ важен хоть маленький прогресс на российском направлении, потому что у него плохи дела во внешней политике. Япония окружена фронтом территориальных споров — с Китаем, с Южной Кореей. Отношения очень обострены. Например, китайцы и корейцы слышать не хотят ни о каких встречах на высшем уровне по обсуждению таких вопросов.